Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
На одной миниатюре, созданной в Брюгге в XV веке, изображен огромный город, окруженный крепостной стеной и рвом, с красными черепичными крышами и высокими шпилями церквей. Перед ним стоит войско – рыцари в тяжелых доспехах; рядом по стенам бьют четыре пушки. Можно подумать, что перед нами осада времен Столетней войны (1337-1453) или еще какая-то средневековая битва. Однако на самом деле это войско Александра Македонского осаждает греческий город Фивы в 335 году до н.э. Хотя в античности артиллерии еще не существовало, неизвестный мастер из Брюгге вооружил македонское войско пушками и легким огнестрельным оружием. Таких примеров анахронизма – смешения времен и переноса в прошлое костюмов, архитектурных стилей, изобретений или других атрибутов настоящего – в средневековом искусстве не счесть. Нам предстоит разобраться в том, как такая модернизация прошлого была устроена, зачем требовалась и каковы были ее пределы.
Михаил Майзульс – историк-медиевист, переводчик, соавтор книг «Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа», «Анатомия ада: путеводитель по древнерусской визуальной демонологии» и «Страдающее Средневековье», которая стала лауреатом премии «Просветитель» в 2018 году.